Финансовая грамотность

Дети и деньги

развернуть

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

Слово «деньги» становится постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?

  1. Денежные подарки.
  2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.
  3. Заработанные деньги.

Карманные деньги. Вы (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки.

Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по- другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать – это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

Помните,  что карманные деньги, не подлежат отчетности  и не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что – то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.

К положительным относятся следующие:

1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

  1. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин –  не давайте ему за это деньги.

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымагательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Заработанные деньги. Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче – это для младшего школьника  настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить.

ПОМНИТЬ.  Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Денежные подарки. Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские  психологи  считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:

1.Участия в планировании бюджета.

Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.

2.Походы в магазин.

Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:

– самостоятельность;

– самоконтроль;

– внимательность;

– навыки счета.

3.Постановка целей.

Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную цель, можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Эта задача затрудняется, если в семье нестабильные и низкие доходы.

Видя цель (особенно когда он нарисовал и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

4.Личный пример родителей.

Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

Финансовое образование детей, пусть даже не специальное,  – это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитической жизни.

С самого малого возраста ребёнку следует объяснить на личном примере, что деньги  это лишь средство для получения каких – либо ценностей. Поэтому желательно установить какой – нибудь день на неделе, например субботу, и выдавать определённую сумму. Причем с ребёнком заранее следует обсудить размеры этой суммы.

При расчете суммы, выдаваемой ребёнку, необходимо учитывать, сколько ему необходимо в день. Легче, если в обсуждении подобных вопросов будет участвовать сам ребёнок.

Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному, можно дать следующие рекомендации.

Рекомендации:

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

– не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

–  дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

– дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.

свернуть

Как научить ребенка финансовой грамотности?

развернуть

Трудно не согласится, что вопросы финансов, доходов и расходов становятся все более актуальными на сегодняшний день. Вопросы трат и заработка денег ежедневно владеют нашими мыслями.

Финансовая независимость становится основной целью для миллионов людей. Умение грамотно распорядится деньгами – умение, которое может определить качество всей дальнейшей жизни. Надеюсь, что читатель в полной мере овладел искусством распоряжения деньгами и нет нужды давать советы по этому поводу.

Если управление личными финансами вошло у Вас в привычку, то примите мои поздравления. Этот навык, несомненно, важнее дополнительного источника доходов.

Полезными знаниями всегда хочется делиться. Особенно нуждаются в этом наши дети. Разве Вы не думали, сколько могли бы проблем избежать и сколько денег сэкономить, если бы родители в свое время вложили в Вас хотя бы базовые навыки обращения с деньгами. Помогите же сыну или дочери адаптироваться в этом сложном и запутанном мире денег. Но, пытаясь научить ребенка финансовой грамотности, неизбежно столкнемся с трудностями.

Во-первых, на практике детям труднее отказать в чем-либо, чем самому себе. Можно сколько угодно рассуждать о необходимости жесткого родительского контроля, но уж очень сложно устоять, когда любимое чадо начинает горько плакать при попытке отказать в покупке такой вредной, но такой желанной с точки зрения малыша шоколадки. Любовь, как известно слепа. А родительская любовь к детям часто слепа вдвойне и заставляет делать совсем не то, что положено.

Можно посоветовать родителям лишний раз вспомнить, что такая жалость только вредит ребенку. Вспомните ради чего, вы отказываете в покупке, каких изменений вы хотите добиться.

Во-вторых, ребенок – идеальный объект для маркетологов. Он более наивный, более доверчивый и абсолютно не умеющий контролировать свои желания. Дети слепо и бездумно верят рекламе, которая утверждает, что именно этот товар необходим и нужен ему.

Для уменьшения количества спонтанных и бесполезных покупок, можно чаще ходить в магазин всей семьей и уже в магазине объяснять, почему мама с папой берут хлеб и масло, а не берут десятый йогурт. Нужно показать ребенку, что эта дорогая шоколадка на самом деле очень маленькая и лучше на эти деньги купить больше конфет.

Пусть для него будет примером то, что перед каждой покупкой вы все вместе советуетесь и покупаете то, что действительно нужно, а не то в чем нас убеждает реклама. Обратите внимание ребенка на сэкономленные деньги, расскажите, что эти средства теперь семья может потратить другие важные покупки.

Ну и в – третьих, не стоит забывать о многочисленных родственниках, бабушках, дедушках, тетях и дядях. Как известно, к не своим детям отношение всегда более лояльное и более позволительное.

Родители, чувствуя ответственность за воспитание, стараются хоть немного сдерживать свое губительное желание дать ребенку всё и сразу. Этой ответственности у остальных родственников нет, поэтому они частенько влезают в задуманную программу воспитания, применяя свои методы и окончательно балуя ребенка.

Здесь будет полезен разговор, аргументированный фактами и дающий понять, что необходимо советоваться с родителями перед тем как возникнет желание побаловать любимого кроху.

Есть несколько простых навыков, которые помогут ребенку постигнуть азы финансовой грамотности.

Позвольте ребенку иметь свои финансы. Это возможно благодаря карманным деньгам – определенная сумма, которая выдается ребенку на день, на неделю или на месяц. Личные деньги – это очень важно. Ведь только имея деньги, совершая самостоятельные покупки, неся ответственность за свой бюджет, ребенок быстрее научится контролировать их.

Не менять своего мнения и не давать денег больше, чем было оговорено. Довольно часто ребенок может уже в первый день потратить недельную сумму и прийти к вам за «добавкой». Стоит мягко, но доходчиво напомнить правила договора и предложить быть в следующий раз экономнее. Не будет никакой пользы от личных денег, если вы будете пополнять кошелек по первой просьбе. Конечно, это справедливо в тех случаях, когда суммы хватает на все необходимые потребности ребенка. Не стоит загонять маленького человека уж в очень жёсткие рамки.

Научите ребенка чёткому контролю доходов и расходов. Можно сесть всей семьей вместе и на бумаге написать откуда деньги могут прийти в карман к вашему чаду и куда могут быть потрачены. Такой наглядный план поможет малышу осознать, что траты сверх плана приведут к тому, что денег на другую вещь у него не останется.

Позвольте ребенку заработать деньги. Возможность заработка – возможность позволить почувствовать свою значимость, почувствовать себя помощником семьи. Работа может быть самой разной, начиная от выгула соседских собак и заканчивая помощью в ремонте соседской квартиры. Конечно, очень важно здраво оценить возможности ребенка. Не стоит перегружать его, не стоит поощрять возможное желание хвататься за все виды работ сразу. Так же ни в коем случае работа не должна мешать учебе ребенка, не должна занимать слишком много времени.

Научите копить деньги. Расскажите своему ребенку о важном финансовом правиле необходимости откладывания хотя бы 10% своего дохода. Не забудьте объяснить, что тратить абсолютно все деньги – неразумно и это никогда не поможет совершить крупную покупку.

Помогите ребенку определиться с мечтой. Необходимо сразу внушить, что деньги являются лишь средством, но не целью. Деньги копятся и зарабатываются не ради денег, а ради каких-то определенных достижений. Важно, чтоб эта цель была реальной, не несущей никакой угрозы и материальной. Разговаривайте о ней вместе с Вашим сыном или дочкой, представляйте как можно более точные черты этой заветной мечты. После ее осуществления обязательно нужно определиться с новым желанием.

Учите ребенка делиться. Финансовая грамотность – это прекрасно, но она таит в себе опасность скатиться в мир скупердяев. Приучите его к определенным жертвам на благотворительность, на подарки друзьям и близким, на помощь менее обеспеченным людям. Расскажите ребенку о нуждах соседки и предложите ему помочь нуждающемуся деньгами из копилки. Обязательно поощряйте такие благородные поступки.

Воспитывайте своим примером. Все вышеперечисленные советы будут лишними, если ребенок будет видеть несоответствие поведения родителей их науке. Дети учатся жить, глядя на взрослых. Они копируют не только наши жесты и слова, но и наше отношение друг к другу, к работе, к деньгам. Если мама тратит все до последней копейки, то ее рассказ о необходимости копилки вызовет в детской душе протест и мысль о родительском обмане. Все Ваши дальнейшие убеждения будут бессмысленны.

Не давайте денег за учёбу и домашнюю работу. Приучите своего маленького члена семьи к тому что, кроме вопросов финансов в семье существуют еще вопросы взаимопомощи. Дайте понять, что не за все можно и нужно получать деньги, иначе ребенок может начать давать вам в долг под проценты.

Позвольте ему знать, как зарабатываются деньги. Пусть Ваш ребенок осознает, что деньги не приходят ниоткуда и даются просто так, а мама с папой получают их за свой труд, порой очень нелегкий. Рассказывайте чаще о своей работе, о некоторых ее трудностях и, конечно же, о ваших успехах.

Надеюсь, что следование этим простым правилам позволит сформировать здоровое отношение Вашего ребенка к деньгам, к заработкам и к тратам.

свернуть

Дидактические игры с экономическим содержанием

развернуть

1.«Какие бывают расходы»

ЦЕЛЬ: Показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные).

МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета.

ХОД:

Вариант1: ведущий показывает картинку с изображением какого- либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости.

Вариант2: детям раздаются предметные картинки, карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого по их мнению цвета.

2. «Маленькие покупки»

ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с имеющимися наличными деньгами.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных предметов (товаров), ценники, деньги.

ХОД: Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

– Покупка только одного предмета (товара).

– Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение)

– Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене).

3. «Интересные покупки»

ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.

МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением: – купить вещь (предмет), которая стоит … рублей;

– назвать, что можно купить за … рублей;

– самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

4. «Узнай товар»

ЦЕЛЬ: Дать понятие, что каждая вещь-товар. Товары бывают разного назначения.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением товара различного назначения (промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.)

ХОД:

Вариант1: Покупатель описывает товар не называя его ,продавец отгадывает и отдает.

Вариант2: Покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает. Вариант3: Покупатель называет то что может получиться.

5. «Чей сувенир»

Цель: Познакомить детей с народными промыслами (Городецкая, хохломская и т.д.)

МАТЕРИАЛ: Картинки–пазлы.

ХОД:

Вариант1: Детям предлагаются пазлы с изображением различных народных промыслов. Ведущий показывает картинку дети определяют у кого какой промысел и складывают пазлы.

ариант2: Дети самостоятельно выбирают пазлы одного промысла.

Вариант3: Ведущий называет промысел, дети находят изображения изделий этого промысла.

6. «Детская лотерея»

Цель: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Материал: Лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы (детские поделки);табло.

ХОД: Лотерея-это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета ,на который «выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея.

7. «Угадай, какая это профессия»

ЦЕЛЬ: Закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

МАТЕРИАЛ: Карточки картинки с изображением людей разных профессий.

ХОД:Вариант1:Воспитатель описывает профессии рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя, и т.д.но не называет их .Дети отгадывают. Вариант2:Игра с карточками, на которых изображены :банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т.д. Детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице.

8. «Кто что делает?»

ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир.) и трудового действия (взвешивания товара, готовит еду, рисует)

ХОД: Ребенок , взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

9. «Назови профессии»

ЦЕЛЬ: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека ;воспитать интерес к людям разных профессий.

МАТЕРИАЛ: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

ХОД: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности

10. «Кто трудиться, кто играет»

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – не трудовой). МАТЕРИАЛ: набор карточек с изображением игровых и трудовых процессов.

ХОД: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая-игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствия).

11 «Какие бывают доходы»

ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

ХОД: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.

12 «Товарный поезд»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

ХОД:

Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

13 «Маршруты товаров»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п. ХОД: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием магазина.

14 «Собери вместе»

ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров.

ХОД: У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы. Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.

15 «Угадай, где продаются»

ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

16 «Магазин игрушек»

ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

17 «Что быстрее купят?»

ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

18 «Что и когда лучше продавать?»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности ( времени года) на реальный спрос.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин.

19 «Домино»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

ХОД: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобранны карточки.

свернуть