Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №5 г. Вилейки"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Методические рекомендации по формированию учебной мотивации учащихся
свернутьА. Анализ цели урока
Вопросы для анализа:
1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) программных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня 'знаний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможностей самого учителя; ж) прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
Б. Анализ структуры и организации урока
Вопросы для анализа:
1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. ,
4.Рациональность использования оборудования кабинета.
5.Научная организация труда учителя и учащихся.
6.Организация начала и конца урока.
7.Оптимальный темп ведения урока.
8.Наличие плана и степень его выполнения.
В. Анализ содержания урока
Вопросы для анализа:
1.Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
2.Логичность изложения.
3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
5.Выделение ведущих идей поданной теме.
6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
Г. Анализ методики проведении урока (деятельность учителя)
Вопросы для анализа:
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя; д) учебно-материальной базы.
2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
5.Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).
8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
Д. Анализ работы учащихся на уроке
Вопросы для анализа:
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме или к уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5.Наличие навыков самоконтроля.
6.Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений.
9.Реакция на оценку учителя.
Е. Анализ домашнего задания
Вопросы для анализа:
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
3.Объем домашнего задания (чем определяется).
4.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп- ляющий, развивающий, дифференцированный).
5.Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7.Методика задания на дом, инструктаж.
8.Предполагаемая отдача от заданного материала на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»
Ж. Оценка санитарно-гигиенических условий урока
Вопросы для анализа:
1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
2.Соответствие мебели возрасту учащихся.
3.Уровень освещенности, чистота помещения.
4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
З. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)
Вопросы для анализа:
1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо/ь: его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах уро ка, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости,; случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольно-? го и непроизвольного внимания.
3.Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной). Организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4.Развитие мышления учащихся, создание проблемных ситуаций. Использование заданий для формирования параметров мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование. Создание условий для развития творческого мышления.
5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
9.Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:
1.Оценка самоанализа урока учителем.
2.Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
3.Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
4.Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
5.Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.
6.Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «листок посещений».
свернутьЦель:
Задачи:
Требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку:
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Стиль урока:
Организация познавательной деятельности учащихся:
Организованность учащихся:
Учет возрастных особенностей учащихся:
Гигиенические требования к уроку:
Требования к технике проведения урока:
Достоинства и недостатки современного урока
Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.
Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.
Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?
Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:
Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.
В период регистрации и распространения коронавирусной инфекции устройство, содержание и организация работы образовательных учреждений должны обеспечивать неукоснительное выполнение мероприятий по предотвращению распространения инфекции COVID-19.
Основными направлениями в комплексе мер профилактики возникновения и распространения COVID-19 являются:
соблюдение мер «социального дистанцирования» и правил личной гигиены (мыть руки, лицо);
увеличение продолжительности перемен, разделение времени начала и окончания смен (учебных занятий, перемен);
переход при возможности па двухсменный при односменном режиме образовательного процесса;
организация посещений столовой по максимально разобщенному графику; обеспечение работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом;
ограничение в зависимости от интенсивности развития эпидемического процесса проведения спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий;
условия организации «пропускного фильтра» для работников;
обеспечение должного санитарного состояния помещений;
проведение влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных в этих целях в соответствии с инструкцией по применению;
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания работниками учреждений;
при отсутствии медицинского изолятора определение дополнительного помещения, которое при необходимости может использоваться для временной изоляции обучающихся и работников с признаками респираторной инфекции;
ограничение входа в помещения учреждения образования лиц, не относящихся к категориям работников и обучающихся.
Следует отметить, что по данным ВОЗ дети в возрасте до 10 лет меньше подвержены заражению COVID-19, чем подростки и взрослые. Подавляющее большинство всех случаев заболевания у детей связаны с контактами с заболевшими взрослыми.
свернуть