Гимнастика для язычка

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционную гимнастику необходимо делать как с учителем-дефектологом, так и дома, что бы вырабатываемые навыки у детей постоянно закреплялись.                      

Общие рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует предлагать детям более 3 упражнений за один раз.
  2. Выполнять артикуляционные упражнения под счет. Следить, чтобы ребенок выполнял все верно.
  3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  4. Зарядку проделывают перед зеркалом. Это дает возможность ребенку осознавать свои действия, и выполнять задания правильно. Можно задавать ребенку наводящие вопросы (Что делают губы? Где находится язычок? Вверху или внизу?)
  5. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  6. Динамические упражнения выполняются по 5 – 7 раз.

Примерные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков:

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс артикуляционных упражнений может изменяться  в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ

развернуть

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Чистим верхние зубы ( нижние зубы)

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать позу 5-10 секунд. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Активно работает только кончик язычка, а боковые края прижаты к зубам. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3 (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Моторчик

Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями ватной палочки производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.

свернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

развернуть

Лягушка

Широко улыбнуться. Зубки закрыты. Удержать позу 5-10 секунд.

Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Заборчик

Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

 Лопатка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Накажем непослушный язычок

а) Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя»;

б) Положить широкий язык между зубками и легонько покусать его.

Качели

Улыбнуться, открыть рот. (язык за зубками!) На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. (язык за зубками!) Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, медленно двигая языком со стороны в сторону.

свернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ

развернуть

Лягушка

Широко улыбнуться. Зубки закрыты. Удержать позу 5-10 секунд.

Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Заборчик

Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Лягушка - хоботок

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Лопатка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Накажем непослушный язычок

а) Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя»;

б) Положить широкий язык между зубками и легонько покусать его.

Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

Чистим нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. (язык за зубками!) Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, медленно двигаясь языком с одной стороны в другую. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Качели

Улыбнуться, открыть рот. (язык за зубками!) На «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

Посчитай нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

свернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч

развернуть

Лягушка

Широко улыбнуться. Зубки закрыты. Удержать позу 5-10 секунд.

Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Лягушка - хоботок

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

Лопатка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Накажем непослушный язычок

а) Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя»;

б) Положить широкий язык между зубками и легонько покусать его.

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком (в форме «чашечки») облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем).

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать позу 5-10 секунд. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

свернуть