Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционную гимнастику необходимо делать как с учителем-дефектологом, так и дома, что бы вырабатываемые навыки у детей постоянно закреплялись.
Общие рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует предлагать детям более 3 упражнений за один раз.
- Выполнять артикуляционные упражнения под счет. Следить, чтобы ребенок выполнял все верно.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Зарядку проделывают перед зеркалом. Это дает возможность ребенку осознавать свои действия, и выполнять задания правильно. Можно задавать ребенку наводящие вопросы (Что делают губы? Где находится язычок? Вверху или внизу?)
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Динамические упражнения выполняются по 5 – 7 раз.
Примерные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков:
Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс артикуляционных упражнений может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.