Для родителей

Дети учатся жить

развернуть
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится осуждать.
  • Если ребёнок растёт во враждебности, он учится агрессивности.
  • Если ребёнок растёт в страхе, он учится всего бояться.
  • Если ребёнка окружают жалостью, он учится жалеть себя.
  • Если ребёнок растёт среди насмешек, он становится насмешливым.
  • Если ребёнка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.
  • Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребёнок растёт в похвале. он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения. он учится нравиться себе.
  • Если ребёнок растёт в признании. он учится ставить цели и достигать их.
  • Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере доверия, он учится верить в себя и окружающих.
  • Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

(по Р. Крамер, цитаты)

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

развернуть

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите (прочитайте) короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернуть

Что делает учитель-дефектолог?

развернуть

Широко распространено мнение о том, что логопед только «ставит» звуки, т.е. исправляет неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие связной речи;
  • коррекция произношения

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных ЗАДАЧ:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование учебных навыков (умение внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и коррекция нарушений письма и чтения;
свернуть

Родителям будущих первоклассников

развернуть

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: 

  • картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
  • Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. 
  • Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок. 
  • Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. 
  • Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ. 

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.                                          

Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.      

После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.

Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.

Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.

Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".

Можно предложить и такие игры-упражнения. хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.

Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

Успехов вам!

свернуть

Профилактика нарушений голоса у детей

развернуть
  1. Следите за тем, чтобы Ваш ребенок не употреблял слишком горячее, острое и холодное;
  2. Постарайтесь оградить Вашего ребенка от простудных заболеваний ЛОР органов;
  3. Не забывайте о том, что закаливание является профилактикой не только простудных заболеваний, а так же нарушений голоса;
  4. После и во время простуды ограничьте речевую активность ребенка;
  5. Ограничьте речевое общение ребенка на улице во время сырой погоды;
  6. Постарайтесь уберечь Вашего ребенка от чрезмерных переживаний и стресса;
  7. Объясните ребенку, что громкий крик, плач может неблагоприятно сказаться на его голосе;
  8. Поощряйте занятие теми видами спорта, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата: гимнастика, лёгкая атлетика, теннис, волейбол, плавание;
  9. Следите за тем, чтобы Ваш ребенок длительно не разговаривал по телефону (20 минут телефонного общения равнозначно часу голосовой нагрузки).
свернуть

Правила речевого поведения родителей по предупреждению заикания у детей

развернуть

Для детей в возрасте от 1 до 6-7 лет речь родителей является образцом, поэтому общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

  1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп.
  2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой.
  3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение.
  4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами.
  5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико-грамматические обороты.
  6. Задавайте ребёнку конкретные вопросы, не торопите с ответом.
  7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженнно поправлять.
  8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков.

Проследите, чтобы Ваш ребенок выполнял следующие правила по формированию плавной речи:

  1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предожением.
  2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
  3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
  4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.
  5. Прежде чем начать говорить, глубоко вдохни ртом.
  6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
  7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
  8. Направляй выдох не на согласный, а на гласный.
  9. Никогда не нажимай на согласные, в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
  10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
  11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.
  12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
свернуть

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»)

развернуть

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Для взрослых рекомендации те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут. Обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом!

Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях.

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.

Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, облизываем верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта.

Внимание! Облизать губу следует одним движением, не прерываясь. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.

Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз (щёлкаем). Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов (присосать язык к нёбу). В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычная связка, напоминающая его ножку.

Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.

Внимание! Нижняя челюсть строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов (присосать язык к нёбу).

Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.

Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

свернуть

Памятка для родителей по выполнению домашних заданий учителя-дефектолога

развернуть
  1. Занимайтесь с ребенком каждый день;
  2. Проводите занятия в занимательной форме;
  3. Не переутомляйте ребенка! Постепенно увеличивайте время, разбейте занятие на части;
  4. Говорите четко, грамотно, повернувшись лицом к ребенку;
  5. Не спешите ругать ребенка за ошибки, лучше сначала похвалить его за то, что выполнено верно;
  6. Хвалите вашего ребенка даже за незначительные успехи;
  7. Не делайте домашнее задания вместо вашего ребенка!

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
свернуть

Работа по формированию слоговой структуры слова

развернуть

Если в речи вашего ребёнка имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Скачать в формате docx (17,7 Кб)

свернуть

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

развернуть

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Скачать в формате docx (25 Кб)

свернуть

Развитие речевого дыхания

развернуть

Зачем нужно обучать детей правильно дышать? Школьникам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, ему не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. Во время занятий дома следует научить его правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов. Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить его правильному дыханию.

Скачать в формате docx (17 Кб)

свернуть

Комплексы артикуляционных упражнений

развернуть

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать в формате docx (22 Кб)

свернуть

Как влияют домашние животные на детей с аутизмом

развернуть

Собаки, кошки и другие домашние животные играют важную роль в социальной жизни людей и могут действовать как катализаторы для социального взаимодействия.

Исследователи из Университета Миссури недавно обнаружили, что дети с аутизмом имеют более хорошие социальные навыки, если живут вместе с любым домашним животным. Исследование, опубликованное в журнале Developmental Psychobiology, предполагает, что на роль такого животного отлично подойдут морские свинки. Это исследование было частью серии исследований Маргарет О’Хеир и ее коллег из Университета Пердью по воздействию присутствия морских свинок в классах. Ранее они обнаружили, что школьники с расстройствами аутического спектра демонстрируют улучшение социальных навыков при взаимодействии с морскими свинками в течение нескольких месяцев. А в другом исследовании они обнаружили, что эти дети чаще говорят, улыбаются и смеются, а ноют, плачут и хмурятся меньше в присутствии морских свинок. Новое исследование пошло дальше, изучая биологические процессы, лежащие в основе воздействия общения животных и детей с расстройством аутического спектра. В частности, исследователи хотели увидеть, помогают ли игры с морскими свинками снизить социальную нагрузки у детей с аутизмом. Ученые провели эксперимент, в котором несколько групп из двух обычных детей и одного ребенка с аутизмом в течение 30 минут взаимодействовали, при этом 5 минут они читали в тишине, 5 минут читали вслух, 10 минут играли с игрушкой и 10 минут играли с морской свинкой. Для оценки физиологических показателей и уровня возбуждения использовались браслеты, измеряющие электрическое сопротивление — способность кожи проводить низкие уровни электричества. Проводимость кожи увеличивается, когда вы эмоционально возбуждены, взволнованны или физически активны, и снижается, если вы расслаблены, пассивны или скучаете. Исследователи предположили, что дети с аутизмом покажут более высокие уровни возбуждения (беспокойства) при чтении и играх с игрушкой, и более низкие в игре с морской свинкой. Они также предположили, что дети с аутизмом могут показать более низкие уровни возбуждения при игре с животным, чем контрольная группа детей. В обоих случаях предположения подтвердились. Морские свинки, похоже, имеют удивительно успокаивающее действие на детей с аутизмом. В противоположность этому дети из контрольной группы были более расслаблены, чем дети с аутизмом в первых трех случаях, но когда они играли с морскими свинками, их уровень возбуждения возрос. Исследования предположили, что это произошло из-за того, что им было скучно читать и играть с игрушками, и морские свинки были более интересны для них.

свернуть