Для учителей начальных классов

Виды нарушений письма и чтения

развернуть

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

Скачать в формате docx (16,9 Кб)

свернуть

Нарушения устной речи

развернуть

Нарушения устной речи:

  • нарушения произносительной стороны речи(дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи (заикание), нарушение голоса).
  • системные нарушения речи(алалия у детей, афазия у детей и взрослых).

Скачать в формате docx (21,1 Кб)

свернуть

Развитие фонематического анализа и синтеза

развернуть

Осознание звуковой структуры слова связано с операциями анализа и синтеза. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы - звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

Скачать в формате docx (15,6 Кб)

свернуть

Семантическая дислексия, или почему ребенок не понимает смысл прочитанного

развернуть

Что делать? Предлагаем ряд упражнений, которые научат ребенка лучше вчитываться в текст, понимать простые связи и предлоги.

 1) Лишние буквы. Подготовьте небольшой текст с лишними буквами в словах (1-2 в слове). В течение 5-7 минут ребенку необходимо найти эти буквы, вычеркнуть и прочитать текст. Например: У обочнины дгороги Хомдит гаист длинноночногий Сафмый Луфчший из отцова Ищет паищу для пфтенцов 

2) Объясни смысл. Берем предложения посложнее и просим ребенка объяснить, что значат отдельные выражения. Если ребенок не понимает, объясняйте ему на более простом примере, простым языком, с помощью мимики и жестов или рисуя. Рекомендуется разбирать не более двух предложений за раз. Миша бежал в школу и уронил учебники под машину. Что значит «в школу?» (по направлению к школе) Что значит «под машину?» (можно привести аналогию с «под столом») и т.д.

3) Текст анаграмма.  Анаграмма - слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв. Не имеет значение в каком порядке стоят буквы в слове, главное, чтобы первая и последняя буквы стояли верно и тогда читающий уловит смысл.  *В Интернете есть специальные программы, которые преобразуют любой текст в анаграмму. 

4) Ответы на вопросы. Готовим простой текст. После прочтения текста, задаем ребенку огромное количество вопросов. Например: Под чем была лисья нора? Под корнями какого дерева? и т.д. Около 15-20 вопросов. Если ребенку сложно дать ответ, пусть ищет подсказки в тексте (но только во время первых занятий).

свернуть