Социально-педагогическая и психологическая служба

Рекомендации педагога социального учащимся

развернуть

Правовой уголок школьника

В целях предупреждения посягательств на жизнь, личную и имущественную безопасность несовершеннолетних необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • не вступать в контакт с незнакомыми лицами, предлагающими за угощение совершить совместную прогулку, подвезти куда-либо на машине;
  • не открывать незнакомым, пытающимся войти в квартиру под предлогом: воспользоваться вашим телефоном, туалетом, попить воды, перепеленать ребенка, взять ручку или бума­гу, чтобы написать записку соседу, и т.п.;
  • не выходить на улицу в темное время суток без сопровождения взрослых;
  • не оставлять личные вещи, ценности без присмотра на улице, во дворах, театрах, дискоте­ках, домах культуры и других местах.

Помните, что вы несовершеннолетний

При задержании вы можете не подписывать документы без присутствия взрослых.

Попросите работников правоохранительных органов пригласить родителей, родственни­ков или представителя школы для выяснения создавшегося конфликта.

В протоколе задержания кроме анкетных данных и точного времени (до минуты) задер­жания должна быть указана статья УК, на основании которой вас задержали. Здесь долж­ны быть объяснения того, кто вас задержал, могут быть и ваши объяснения.

Отсчет задержания идет от времени (в часах и минутах), указанного в протоколе задер­жания или обыска, поэтому на них обратите особое внимание. Если время указано не точно, то отметьте это в протоколе или объяснении.

                                 Это должен знать каждый

Закон называет два типа задержаний:

  1. Административное задержание — не более чем на три часа гражданина можно задер­жать по подозрению в административном нарушении.
  2. Уголовно-процессуальное задержание — до 72 часов гражданина можно задержать по подозрению в преступлении.

При задержании гражданину надо вести себя сдержанно, понимая, что работники пра­воохранительных органов находятся при исполнении своих обязанностей. Если вы отказы­ваетесь предъявить документы милиционеру или пройти в отделение, то вас за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции можно аре­стовать (административно) на 15 суток.

Если вы оказали сопротивление милиционеру, то по статье за «сопротивление работни­ку милиции или дружиннику» можете быть лишены свободы. Угрозы и насилие по отноше­нию к ним могут увеличить этот срок до 5 лет. Уголовная ответственность предусмотрена и за публичное оскорбление представителя власти.

Важно помнить, что вашу вину нужно доказать. Поэтому после стычки с представите­лями власти требуйте внести в протокол фамилии ваших свидетелей (ими могут быть родст­венники и друзья).

Задержать по подозрению в административном правонарушении (например, в том, что вы злостно помяли клумбу) в отделении милиции вас могут не более чем на три часа. По­этому важно потребовать составить протокол задержания, в котором точно будет указано время задержания. По просьбе лица, задержанного за совершение административного пра­вонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по мес­ту работы или учебы.

Через три часа после задержания вас должны отпустить или предъявить постановление судьи об административном аресте — до 15 суток.

Уголовно-процессуальное задержание (до 72 часов) возможно, если:

  • вы будете застигнуты при совершении преступления или непосредственно после его совер­шения;
  • очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на вас как на лицо, совершившее пре­ступление;
  • на вас или на вашей одежде, при вас или в вашем жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При других подозрительных фактах вас могут задержать, если вы собирались бежать или ваша личность не установлена.

  Азбука безопасности 

В нашей жизни часто возникают различного рода происшествия и экстремальные ситуации, которые требуют максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценивать происшедшее и выбирать наиболее эффективный способ защиты, спасения, выживания.

В первые минуты экстремальной ситуации под действием страха, неожиданности, паники, в состоянии аффекта человек действует рефлекторно, на уровне подсознания. Главными причинами таких действий в большинстве случаев является, во-первых, неожиданность, а во-вторых, неготовность, то есть незнание мер противодействия. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает на 35–40% меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Поэтому важно знать основные принципы безопасности, которые гласят, что необходимо:

- ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

- ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО И ЧЕТКО БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО.

- АКТИВНО (ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ) ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И САМОМУ ЕЁ ОКАЗЫВАТЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ.

свернуть

Рекомендации педагога социального родителям

развернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка (Закон РБ «О правах ребенка»)

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Статья 18. (Конвенция ООН о правах ребенка)

  1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
  2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
  3. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 174. Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (УК РБ)

ч.1. уклонение родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи, либо средств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, -

       наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничение свободы на срок до 3-х лет

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (УК РБ)

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора или необходимой помощи, повлекшее существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, -

     наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничение свободы на срок до 3-х лет.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей (КоАП РБ)

ч.1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста,-

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

ч.2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение,-

влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20  базовых величин.

Уважаемые родители!

У нас с Вами одна цель – достойное образование Вашего ребенка. Мы с Вами делаем одно дело, поэтому не забывайте:

  1. Создавать условия для посещения ребенком  уроков и внеклассных мероприятий.
  2. О причине пропуска занятий сообщать заранее.
  3. Обеспечивать ребенка всем необходимым для занятий.
  4. При возникновении проблемы оперативно сообщать об этом учителю для принятия конструктивного решения.
  5. Стараться посещать родительские собрания.
  6. При необходимости беседы с учителем согласовывать день и время прихода в школу

Помните! Только сотрудничество школы и семьи может дать плодотворные результаты.

свернуть

Рекомендации педагога социального педагогам

развернуть

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлён.
  3. В беседе с воспитателем подросток должен искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

                  ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!

  1. Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.

      ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

  Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть трудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения, общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники» – это жертвы трудных обстоятельств.

  Как же относиться к таким детям и подросткам?

  1. Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского уважения к ним:
  • Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
  • Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
  • Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
  • Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
  1. Необходимо увлекать таких воспитанников делами на радость и пользу людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.), трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами – играми (спартакиады, игры на местности и т.д.).
  2. Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».
  3. «Живая вода» для таких воспитанников – это поощрение, прежде всего – одобрение. Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания. Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
  4. Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на таких воспитанников, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных и добрых взрослых, через книгу.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМ ПОДРОСТКОМ (классному руководителю)

  1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемым подростком.
  2. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростка.
  3. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  4. Строго следить за выставлением оценок в дневнике.
  5. Ежемесячно проверять читательский абонент в библиотеке.
  6. Следить за тем, чтобы подросток обязательно имел поручение коллектива класса и регулярно его выполнял. Воспитывать у подростка чувство необходимости коллективу.
  7. Обязательно привлечь трудновоспитуемого к занятиям в кружках и секциях и секциях. Следить за посещением.
  8. Еженедельно проводить индивидуальные беседы с подростком.
  9. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемого подростка и его родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики правонарушений.
свернуть