Наконец, наступил долгожданный момент: Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков – это прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей.
Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:
- Занятия должны быть систематическими, так как у ребенка до 7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
- Необходимо правильно выбирать времядля занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого вида деятельности, иначе у него, еще до начала занятия с вами, может сложиться негативное отношение к нему.
- Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
- Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучше использовать такие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай еще раз». Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность.
- Инструкция должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; желательно показать, как это делаете Вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.
- Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи.
Конечно же родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.
Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением, выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!